Индуизм | astrakhane.ru

Индуизм

Рубрика: other
Опубликовано: 20.03.2021

Индуизмом обычно называют религию большинства индийцев, которые верят в ведических богов, признают авторитет Вед, посещают места паломничества и выполняют определенные ритуалы, отмечающие знаменательные события в семье. Однако, эта старейшая в мире и невероятно живучая религия с трудом поддается описанию, тем более краткому, так как представляет собой скорее не религию в европейском понимании, а образ жизни, предлагающий человеку различные духовные пути, которые позволяют достигать различных целей в жизни и выполнять требования общества. У индуизма нет основателя, божества или пророка, единой для всех философии или унифицированной религиозной практики. Моральные ценности индуизма сфокусированы в чрезвычайно широкой й аморфной системе взглядов, которую индийцы называют Саната.

Дхарма, устная и письменная традиция, излагающая вечные и универсальные истины, выраженные посредством религии, йоги, мистицизма, философии, науки, искусства и культуры. Фундамент это традиции был заложен полукочевыми племенами ариев, захватившими Индию во второй половине II тысячелетия до н.э., но за прошедшие тысячелетия индуизм включил и ассимилировал многочисленные местные культы и возникавшие время от времени еретические учения как буддизм и джайнизм. Древние арийцы боготворили силы природы, но так как они обладали сильным воображением, они стали не только придавать природным богам антропологические черты, но и персонифицировали и обожествили сильные страсти, чувства, которые их обуревали, моральные и интеллектуальные качества, которыми они восхищались.

В скором времени они стали рассматривать каждое явление этого мира как манифестацию божественной воли, а каждого умершего благодетеля или героя как инкарнацию божества, имевшего наиболее подходящие свойства. Религия ариев была изложена в Ведах — коллекции священных текстов, переданных от отца к сыну мудрецами. Основными компонентами священной литературы были гимны шрути, передававшие божественное откровение, и тексты смрити, написанные людьми о применении божественных принципов. К шрути относятся Веды и Брахманы, к смрити — Упанишады, Веданги, Упаведы, Даршаны, Дхарма Шастры, Пураны и Итихасы. Согласно Ведам и Пуранам, мир возникает и умирает, циклические периоды существования мира называются кальпами, состоящими из 4 юг. В конце каждой кальпы и юги происходит потоп и божественный огонь уничтожает мир. Текущую кальпу называют Светаваха и главным создателем мира считается Брахма, получивший божественное знание Вед от Всевышнего Бога Брахмана, олицетворяющего вечную и без начала и конца вселенную.

При помощи бога Рудры, которого стали позже объединять с Шивой-разрушителем мира, Брахма создал Других богов, людей и мир, но согласно Ведам его роль на этом закончилась. Менее длительные, чем кальпы, этапы юги связаны с появлением на земле инкарнаций бога Вишну-спасителя и с разрушением мира богом Шивой. Настоящая юга Кали началась с рождения Кришны и следующая юга должна начаться, когда появится 10 инкарнация ишну — Калки, всадник на белом коне. Самсара и карма лежат в основе индийского понимания смысла Жизни. Под самсарой понимается циклический круг жизни, смерти и перерождений, который управляется законом кармы, верой в то, что значимость человека в обществе зависит от последствий его собственных действий в прошлых жизнях. На этой основе индуизм формулирует свои основные цели в жизни каждого человека: Дхарма, выполнение обязательств по отношению к семье, касте; Артха, Иливание материальных благ праведными способами; Кама, реализация своих чувственных устремлений; и Мокша, освобождение от цепей самсары, реализация божественной и вечной природы души.

Так как концепции самсары и кармы прекрасно объясняют различия между людьми, со временем они развились в варновую систему наследственного закрепления за определенными стратами общества специфических видов деятельности. Высшим кастами являются брахманы (священники и учителя) и кшатрии (правители и воины). Состав низших варн вайшьев (торговцев) и шудр (слуг и рабов) менялся со временем в разных регионах, включая в зависимости от степени ручного труда крестьян, художников и ремесленников в ту или другую касту. При всей аморфности философии индуизма, ускользающей от рациональных объяснений, варновая система давала чувство уверенности в завтрашнем дне, точно определяя место каждого человека в обществе и определяя его права и обязанности внутри кастового сообщества, и в то же время даря надежду на продвижение, пусть лишь только в следующих жизнях, по иерархической пирамиде каст. Чтобы уменьшить негативную карму и улучшить свои шансы на удачное перерождение, чёловек должен с благородством и послушанием пройти через основные этапы жизни — Ашрамы.

Брахмачарья Ашрама покрывает время обучения, получения полезных навыков и знаний от родителей и гуру, Грахаста Ашрама или этап домохозяина говорит о молодости, когда человек должен завести семью, детей, в особенности родить сыновей, получить в любви чувственное наслаждение и обеспечить семью необходимыми источниками средств, накопить собственность, Если обязанности по отношению к семье выполнены, Он или она могут вступить на третий этап Ванапраста Ашрама зрелости или начала старости. Согласно законам Ману, когда человек начинает седеть, а его лицо покрываться морщинами, он может удалиться от семьи в уединенные места для медитаций и обретения мудрости. Последним этапом пути отшельника, Саньяса Ашрама, может стать окончательный отказ от мирской жизни и всех материальных владений, чтобы сконцентрироваться на обретении мокши, духовного и физического освобождения от цепей самсары. Отшельники-саньясины занимались в основном метафизическими проблемами и на основе знания Вед сформулировали 6 философских систем — Даршан, которые, однако, имеют больше общего, чем различного, и часто дополняют друг друга.

Школа Вайшешика, основанная мудрецом Канадой, придерживалась атомистической теории происхождения мира, философия Найя в интерпретации Гаутамы считала первоисточниками пять элементов, землю, огонь, воздух и небесный эфир, а даршана Самкья, сформулированная Капилой, придерживалась дуалистической теории взаимодействия материи и души. Школа Мимамса мудреца Джаймини больше концентрировалась на ритуальной стороне религии и ее интерпретациях. Наиболее популярными даршанами были школы Веданта мудреца Вьяса, записавшего Махабхарату, и даршан Йоги, сформулированный мудрецом Патанджали.

Статья подготовлена при поддержке: http://x250.ru

Поделиться в соц. сетях

Поделиться
В Мой Мир